«Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение.»
Иоганн Гете
«Реальность событиям придает только их обсуждение.»
Оскар Уайльд
Темы дискуссий
О научной достоверности, точности и новизне научно-технической информации о зубчатых передачах и редукторах
Дискуссию открывает статья генерального директора НТЦ «РЕДУКТОР» к. т. н. В.И. Парубца
«О научной достоверности, точности и новизне научно-технической информации о зубчатых передачах и редукторах».
«Редукторостроение в России: из опыта прошлого – к проблемам и перспективам сегодняшнего дня».
Здесь вы можете ознакомиться с присланным в редакцию материалом д. т. н., профессора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, оптики и механики Бориса Павловича Тимофеева.
Александр Владимирович Верховский – д. т. н., профессор Московского института электроники и математики, человек активной жизненной позиции, один из постоянных организаторов и участников российских и международных научных конференций и семинаров. Главная мысль, высказанная А.В. Верховским в его отклике по затронутым в рубрике «Дискуссионный клуб» проблемам, — «с подъемом отечественного редукторостроения начнется и подъем российской редукторной науки, которая сможет приступить к разработке новых перспективных проектов».
«Внедрять в производство новые разработки!»
По ряду важнейших для отечественного редукторостроения тем высказывается
в своем интервью корреспонденту журнала «Редукторы и приводы» Игорь Семенович Кривенко — д. т. н., профессор Санкт-Петербургского государственного Морского технического университета. «Необходимо внедрять в производство новые разработки — считает ученый, — только тогда на российском рынке появятся высококачественные и конкурентоспособные редукторы». Дискуссия в нашем журнале набирает обороты. В редакцию продолжали и продолжают приходить отклики. Посмотреть страничку.
«Слабость отечественной редукторной науки, — пишет нам один из участников дискуссии Р.Д. Сухих из Санкт-Петербурга, – очень печальный факт, к преодолению этого необходимо приложить все силы».
Мы абсолютно солидарны с ученым, и поэтому призываем всех, от кого это зависит, приложить все свои силы, чтобы помочь отечественному редукторостроению и российской редукторной науке выйти на новый качественный уровень развития!
«О достоверности научно-технической литературы в области зубчатых передач»
Е.В. Шалобаев, к. т. н. зам. заведующего кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.
Окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «Гироскопические приборы и устройства». Длительное время работал на кафедре «Теория механизмов и деталей приборов» (с 1991 г. – кафедра «Мехатроника»). С 2004 по настоящее время – заместитель заведующего кафедрой «Измерительные технологии и компьютерная томография» СПбГУ ИТМО. Исполнитель, ответственный исполнитель, научный руководитель большого числа НИР, участник и руководитель ряда грантов Российского и Белорусского Фондов фундаментальных исследований (РФФИ и БФФИ), Минобрнауки РФ, РАН и администрации Санкт-Петербурга. Автор более 250 научных публикаций*, в том числе более 150 – в области зубчатых передач. Научный консультант двух кандидатских диссертаций, научный руководитель 8 аспирантов и соискателей. Научные интересы – вопросы точности (в т. ч. зубчатых передач), проблемы мехатроники, измерительной и медицинской техники, вопросы терминологии. Завершает работу над докторской диссертацией.
Определение научной достоверности, точности и новизны научно-технической информации важно по отношению не только к редукторной тематике, но и ко всем областям знания. Ученые и практики разных научных направлений сталкиваются с одинаковыми проблемами, пытаются не попасться на одни и те же уловки. Именно об этом говорит академик А. Мигдал в статье, опубликованной в журнале «Наука и жизнь», № 1, 1982 г.
Учитывая высокую актуальность рассматриваемых в статье вопросов, Редакция журнала РиП приводит ее полностью.
Проблемы науки
«ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ: ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ»
О том, каково реальное положение дел в области высоких технологий, фундаментальных и прикладных исследований в России на сегодняшний день, рассказывает заместитель директора Института оптики атмосферы СО РАН профессор Александр Кудинов.
О проблемах украинской науки рассказывает Алексей Павлович Попов — доктор технических наук, профессор Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова,
г. Николаев, Украина.
Повышение надежности российской редукторной техники
Раздел «Дискуссионный клуб» в предыдущем номере журнала мы открыли статьей, посвященной вопросам отставания российской редукторной науки от требований дня, повсеместного использования противоречивой, ошибочной или устаревшей научно-технической информации, накопившейся в российской справочно-технической и научной литературе по зубчатым передачам и редукторам. Дискуссия по этим вопросам, на наш взгляд, может способствовать получению и применению на практике новых, конкурентоспособных знаний. Только вследствие этого можно вести речь о достижении превосходства российской редукторной техники над зарубежной.
Однако жизнь подсказывает новые, не менее важные для промышленности темы такие, например, как повышение надежности применяемой российскими предприятиями редукторной техники. Вопрос этот во всей своей остроте поставила недавняя крупнейшая авария в электросетевом хозяйстве Московской энергосистемы, названная black out — «всепоглощающей чернотой».
Модернизированные редукторы – на объекты повышенной опасности
Серия ES: редукторы «Тандем» – достойная альтернатива стереотипам
Планетарно-цевочные редукторы и мотор-редукторы
Методика подбора червячных редукторов, предотвратившая множество поломок и аварий
Частотно-регулируемые приводы — это надежность и экономичность
Как в СССР создавались опытные и серийные образцы редукторов
Что предпочтительнее - частотник или механический вариатор?
«Почему в России механические вариаторы рекламируются все меньше и практически не производятся, а повсеместное предпочтение отдается частотным регуляторам? Вариаторы изжили себя, утратили свою значимость в технике привода,
или причины кроются в чем-то другом?» Эти вопросы были заданы специалистом одного из предприятий – потребителей мотор-редукторов, посетившим стенд НТЦ «Редуктор» на специализированной выставке в Москве в ноябре прошлого года. На вопросы, прозвучавшие из уст посетителя экспозиции, к сожалению, не нашлось точных ответов, а, как известно, за любой неточностью – упущенные возможности…
Полагаем, что ответом на эти непростые вопросы может послужить данная публикация.
«Частотно-регулируемые приводы – это надежность и экономичность».
«Вариаторы от НТЦ «Редуктор»:обзор конструкций, комплектующие, применение».
В Редакцию журнала РиП поступила статья доктора технических наук профессора Нурбея Владимировича Гулиа — заведующего кафедрой «Детали машин» Московского государственного индустриального университета. Публикуем ее без изменений.
«Автоматический фрикционный вариатор — перспективный метод механического бесступенчатого привода».
Вопросы качества
Не скроем: эта полемическая заметка рассчитана на то, чтобы расшатать прежние, устаревшие стереотипы мышления, которыми вольно или невольно грешит каждый из нас, российских производителей редукторной техники. Стереотипы не позволяют нам расстаться с прежним стилем мышления, сложившимся еще во времена «развитого социализма», когда производитель диктовал свои правила игры всем, кто имел отношение к редукторным приводам.
Мы глубоко убеждены в том, что отказ от изживших себя концепций, стремление всех редукторостроительных предприятий России создавать по-настоящему конкурентоспособные, ни в чем не уступающие зарубежным, редукторы являются единственной для отрасли реальной возможностью не исчезнуть навсегда с промышленной карты страны.
Заранее приносим извинения всем, у кого эта публикация вызовет отрицательные эмоции, однако мы следуем справедливому дискуссионному принципу – «Платон мне друг, но истина дороже».
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы приглашаем к дискуссии всех, кому есть что сказать по поводу тезисов, изложенных в нашей полемической заметке. В том числе – корреспондентов журнала «Рынок приводной техники» (Ижевск), которые проводили интервью и готовили обсуждаемый материал к публикации.
Новые приключения итальянских редукторов в России
В журнале «Рынок приводной техники» № 3(6) 2006, с. 14–17 опубликована статья «Редукторы и мотор-редукторы с червячной передачей производства Италии и России». В ней вынесен суровый приговор всем российским производителям червячных редукторов: «качество отечественных червячных редукторов однозначно ниже итальянских аналогов». На основании этого вывода российским потребителям рекомендуется ориентироваться на итальянскую редукторную технику взамен российской.
Даже беглый анализ статьи позволяет судить, что она изобилует ошибками и неточностями, что вводит российских потребителей в заблуждение и наносит ущерб российским производителям червячных редукторов.
Поскольку НТЦ «Редуктор» является одним из российских производителей червячных редукторов и мотор-редукторов, и статья в журнале наносит вред его деловой репутации, руководство предприятия посчитало себя вправе дать комментарий к этой статье, а также предложить читателям альтернативную информацию.
Редакция журнала «РЕДУКТОРЫ И ПРИВОДЫ», публикуя настоящую статью, приглашает к ее обсуждению специалистов и руководство ОАО «Редуктор» (г. Ижевск), а также всех, кто интересуется данной темой…
«РЕДУКТОРЫ И МОТОР-РЕДУКТОРЫ С ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ИТАЛИИ И РОССИИ»
(оригинал статьи с журнала «Рынок приводной техники» № 3(6) 2006)
«От Редакции: Дискуссия — путь к совершенствованию российских редукторов»
Вернем космическую технику и технологии российским потребителям редукторов и мотор-редукторов!
Б.М. Борзилов, к. т. н. старший научный сотрудник
Изобретение волновой зубчатой передачи – закономерный результат технического прогресса. Известно, что с увеличением расчетной скорости вращения ротора двигателя уменьшаются его размеры и масса.
Вместе с тем машины, оснащенные быстроходными двигателями, нуждаются в легких и малогабаритных механизмах с высоким передаточным отношением. Поиск такого механизма привел к открытию волновых передач.
Однако эти передачи медленно заполняют свою нишу среди традиционных передач. Возможно, что одна из причин явления кроется в недостаточной популяризации сравнительно нового типа передач.
Возрождение интереса к волновым зубчатым передачам – неизбежно!
В.Б. Тарабарин, к. т. н. доцент кафедры «Теория механизмов и машин»
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Волновые зубчатые передачи (ВЗП) «забыты», как и многие другие механизмы, не по своей вине. Пик исследований волновых передач приходится на период с 1960 по 1990 годы. За это время различными научными школами подготовлено более 200 кандидатских и докторских диссертаций, многие из которых имели внедрение. Волновые передачи пытались применять в механизмах подъемных кранов, дорожных машин, в танках, в радиолокационных антеннах, роботах, спутниках, луноходах и многих других устройствах. Основными заказчиками приводов с волновыми передачами были различные организации военно-промышленного
Чтобы повысить конкурентоспособность российских редукторов, следует... иначе учить студентов
Р.Д. Сухих, д. т. н. профессор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения
Возвращаясь к теме редукторного образования в высших учебных заведениях, начатой в предыдущем номере журнала, заметим, что сталкиваться с проблемами редукторостроения на практике приходится не только институтам и университетам, имеющим машиностроительную специфику, но и техническим вузам, не имеющим таковой. В их числе – Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (бывший ЛИИЖТ). Своими размышлениями и предложениями относительно современной редукторной науки делится известный специалист в области строения механизмов Роберт Дмитриевич Сухих – заслуженный изобретатель РФ, автор более ста тридцати изобретений и патентов (около десяти образцов разработанной им техники серийно выпускает ОАО «Калужский завод транспортного машиностроения»). Р.Д. Сухих – доктор технических наук профессор кафедры «Теория механизмов и робототехнические системы» СПб ГУПС, на которой он работает уже более сорока лет.
Вопросы стандартизации зубчатых передач и редукторов
Кузьмин А.Е.,
заместитель генерального директора НТЦ «Редуктор»
13 апреля 2006 года в Москве состоялось очередное заседание правления российской Ассоциации инженеров механических трансмиссий и приводов (АМТ). В его работе приняла участие делегация НТЦ «Редуктор» – одного из соучредителей этой организации. Ключевым вопросом, обсуждавшимся членами правления АМТ, явилась проблема стандартизации в редукторостроении, которой в настоящее время в стране никто всерьез не занимается. Результатом обсуждения стало решение правления Ассоциации приступить к подготовке финансирования разработки одного из основополагающих документов, регламентирующих практическую деятельность всех предприятий, разрабатывающих и выпускающих продукцию, в которую входят зубчатые передачи. Речь идет о техническом регламенте под названием «О безопасности машин и оборудования с зубчатыми передачами».
«РОССИЙСКАЯ РЕДУКТОРНАЯ НАУКА ПЕРЕХОДИТ НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Кузьмин А.Е., заместитель генерального директора НТЦ «Редуктор»
Проблемы стандартизации в российском редукторостроении стоят сегодня достаточно остро, и откладывать их решение «в долгий ящик» нельзя, равно как и подходить к ним формально, без учета требований рынка. Однако далеко не все предприятия полностью согласились с Программой работ по стандартизации (см. РиП № 2, 3 (05) 2006, с. 29), предложенной Ассоциацией инженеров механических трансмиссий (АМТ). Почему это произошло? Своими мыслями на этот счет с Редакцией поделился Алексей Егорович Кузьмин, являющийся одним из членов правления АМТ.
Юдина З.С., зам. генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель»
В прошлом номере (№ 2-3 (05) 2007)журнала «Редукторы и приводы» мы обратились к представителям российских предприятий с предложением высказаться о проблемах, связанных с применением действующих стандартов, о шагах, которые необходимо предпринять для выхода из сложившейся ситуации. В числе первых мы получили отклик от одного из российских промышленных предприятий – ОАО «Авиадвигатель» (Пермь), где широко применяются стандарты по редукторам и
зубчатым передачам.
Рассказывает Зинаида Сергеевна Юдина – заместитель генерального конструктора по управлению качеством,стандартизации и сертификации.
«МЫ ДОЛЖНЫ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ РЫНОК»
Яковлев А.П.,
ведущий конструктор
Сегодня стандартизацией в России никто всерьез не занимается. Как результат – продолжающееся отставание отечественной продукции от передовых мировых образцов. Но ситуация не безнадежна, считает Александр Павлович Яковлев, ведущий конструктор одного из российских предприятий. Главное – понять, как следует действовать теперь, найти свой путь, не пытаясь слепо перенимать западный опыт.
«СТАНДАРТИЗАЦИЯ НА УКРАИНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Власенко В.Н.,
к.т.н., с.н.с., председатель ТК-47 «Механічні приводи» Госстандарта Украины
Сегодня, пожалуй, почти никто не помнит, что еще совсем недавно, до 1991 года, стандарты по зубчатым передачам и механическим приводам хотя и утверждались в Москве, но разрабатывались преимущественно во ВНИИРедукторе в Киеве. После распада СССР и образования независимого государства Украина головной организацией Минпромполитики Украины в области редукторостроения стало АОЗТ НИИ «Редуктор». На него возложена функция секретариата Технического комитета Украины по стандартизации ТК-47. За годы своего существования комитет разработал в общей сложности более 100 стандартов по зубчатым зацеплениям.
У России и Украины примерно одинаковые проблемы в организации и проведении разработок национальных стандартов. Как они решаются на Украине, рассказывает директор НИИ «Редуктор» Владимир Николаевич Власенко..
«РОССИЯ И СТРАНЫ СНГ ОБЯЗАНЫ ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СТАНДАРТИЗАЦИИ»
Старжинский В.Е. – доктор технических наук, Ю.Л. Солитерман – кандидат технических наук
Сегодня первоочередные проблемы машиностроительной отрасли Республики Беларусь – вопросы
обеспечения качества и надежности выпускаемых машин, их отдельных систем и компонентов и, в частности, зубчатых приводов. В этой связи в настоящее время по поручению Правительства Республики Беларусь нами ведется разработка «Комплексной
системы обеспечения надежности сельскохозяйственной техники». Аналогичная задача, как известно
из публикаций, решается сейчас и в Российской Федерации, однако контакта с ее исполнителями мы не
имеем. Совсем иная ситуация была в период существования Советского Союза, …
«КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ИЗМЕНИТ СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»
Редакция журнала «Редукторы и приводы»
В ближайших номерах журнала «Редукторы и приводы» Редакция продолжит публикацию мнений различных специалистов о проблемах в области стандартизации зубчатых зацеплений. Мы подготовили список вопросов по данной тематике и предлагаем их вниманию всех заинтересованных сторон. Делаем это потому, что без активного участия в дискуссии представителей государственных ведомств, занимающихся стандартизацией, а также НИИ, вузов, промышленных предприятий и др. решение стоящих сегодня перед редукторной Россией проблем в области стандартизации может затянуться на неопределенный срок.
Анкета «СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
Приглашаем вас принять участие в дискуссии по проблемам стандартизации. В предыдущих номерах нашего журнала этой теме посвящен ряд публикаций. Ознакомившись с ними, вы сможете быстро вникнуть в суть этих проблем и определить, насколько они важны для вашего предприятия, для той отрасли, в которой вы работаете.
Предлагаем вашему вниманию анкету «Стандартизация в России: состояние, проблемы, перспективы». Ответы на вопросы анкеты мы просим вас отправить по факсу, по электронной или обычной почте. К анкете вы можете приложить дополнительные материалы, которые будут внимательно рассмотрены на предмет публикации в нашем журнале.
Редакция журнала
журнала «Редукторы и приводы»
Редакция начинает публикацию ответов на вопросы, заданные журналом руководителям предприятий российской промышленности.
Тема дискуссии: «СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ».
«К 2010 году Россия может остаться вообще без стандартов!»
В.Ф. Кирпичев — начал заниматься расчетом и проектированием зубчатых передач в отделе трансмиссии специального конструкторского бюро (СКБ) при минском автозаводе (МАЗ).
«Сегодня каждый «выплывает» как может!»
В. Я. Кремянский — заместитель председателя ТК № 351 ВНИИНМАШ.
КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ»
«СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИИ ДОЛЖНА СТАТЬ ЛУЧШИМ ВЫРАЖЕНИЕМ МЫСЛИ, ДОСТОИНСТВА И ЗАЩИТЫ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА»
П. М. Кашкаров — генеральный директор АНО «Севзапстройтест» (Санкт-Петербург).
«СЕГОДНЯ В РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ И ГОСУДАРСТВО, И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ»
И. А. Коровкин — исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России» (Москва)
«ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
А. Н. Лоцманов — заместитель руководителя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (Москва).
«ДЛЯ РОССИИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО ЯВЛЯЕТСЯ УНИКАЛЬНОЙ»
Г.И. Грозовский, доктор технических наук, заместитель директора по научной работе Всероссийского научно исследовательского института стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) (Москва)
«Письмо в Редакцию»
В.В. Варывдин — Председатель президиума пленарного заседания конференции и руководитель секции, профессор, заслуженный работник высшей школы
Перепечатка текстов и фотографий разрешена
только с письменного согласия редакции.
При цитировании ссылка на журнал «РЕДУКТОРЫ и ПРИВОДЫ» обязательна.